Шесть простых советов. Как оставаться способными мыслить, несмотря на постоянную опасность
Тело — прежде всегоКак остаться при своем уме и в себе, сохранить роскошь мыслить, создавать и прощать, а также сочувствовать и любить?Возможно, я многих удивлю, но чтобы все это мочь, нужно быть в состоянии переживать боль, отчаяние, уныние, отчаяние и скорбь, гнев и ярость, тревогу. Иногда все это по кругу. И после каждого круга культивировать к себе доброту и сострадание.Трудно всем украинцам, трудно многим семьям, целым сообществам.
И у меня нет волшебного совета, как сделать, чтобы было легче.Когда мы были на курсах, то начали вестись дискуссии среди моих коллег о том, какую стратегию терапии выбрать, когда клиент не достиг безопасного места и стабильной во всех смыслах среды. Курс только на стабилизацию? Или все же конфронтацию травматического опыта тоже проводим, как только появится возможность и ресурсы будут позволять?Потому что нигде, ни в одном протоколе не написано, как работать, когда на тебя и твоего клиента летят ракеты с какой-то периодичностью.Пока клиницисты решат, сделают исследования, хочу сказать лишь одно, что действует не в дополнение, а порой не хуже и даже вместо терапии:1. Восстанавливаем движение и физическую активность.
Тело — прежде всего.2. Сон. Нормализуем сон и усваиваем простые правила гигиены сна.3.
Питание. Питаемся в принципе, и лучше чем-то питательным. Можем есть успокаивающую пищу, «комфорт-фуд».4.
Сила связей. Восстанавливаем связи между собой. Общаемся и поддерживаем друг друга.5.
Дыхательные упражнения. Выполняем все, чему научились за ковидные годы или эти два года бомбоубежищ. Кто не научился — самое время.6.
Ходим в укрытия! Всегда, когда ракеты, не игнорируем тревогу. Я знаю, что хочется спать, есть, просто лежать. Что там холодно и темно, и лень собирать детей.
Читать на nv.ua