Победная ретирада. Как Кремль пытается объяснить провалы в Украине и при чем здесь русская литература
Российский культурный код всегда был противоречив и зиждился на взаимоисключающих параметрах. Кремлевская пропаганда перманентно культивировала оруэлловвские умозаключения о свободе, переходящей в рабство, возводила незнание обывателя в силу, а войну ассоциировала с миром настолько, что даже запретила первое из этих слов.
Но в Кремле сидят поклонники не одного только британского писателя. Традиции восходят еще к произведениям русской литературы, изучение которых является обязанностью каждого школьника из этой страны.
Вот, например, классическая "Война и мир" — роман-эпопея, который возводят в символы русскости в своих пиковых значениях. Русские же газеты, как подметил Толстой, еще в наполеоновскую эпоху сообщали о том, как кутузовская армия ретировалась с поля сражения под Аустерлицем. Несмотря на подвиг отдельно взятого князя Болконского. И "ретираду" эту, подчеркивал автор "Войны и мира", производили в "совершенном порядке".
У части российских пропагандистов велик соблазн назвать бегство российских оккупантов на украинских фронтах "великим отступлением", как в 1915 году, проводя параллели с Первой мировой войной. Но тогда Кремль ставит себя в крайне неловкую ситуацию. Тогдашний маневр россиян действительно обескровил войска немецкой армии. Но спустя два года Российская империя бесславно развалилась. Априори неудачный кейс для ответственных лиц, на которых будет возложена миссия доносить до населения сообщения о новых поражениях на фронтах.
Вообще, войны, которые в России, а затем и СССР были промаркированы как "отечественные" (1812 года, Первая мировая, а также советско-германская в рамках Второй мировой) — крайне неудачная "модель для сборки". Та же война 1812 года в качестве примера не годится из тех только
Читать на dsnews.ua