Психиатр рассказал, как военные преодолевают острую шоковую реакцию после тяжелых ситуаций на поле боя
Александр Федорец, опытный психотерапевт и психиатр, который более десяти лет занимается военными травмами, в интервью NV рассказал, как украинские военные преодолевают острую шоковую реакцию после тяжелых ситуаций на поле боя и в каких случаях она переходит в военную травму.«В целом мы можем говорить о трех этапах (приобретение военной травмы — ред.), они не всегда явно проявляют себя», — рассказал Федорец в интервью NV.По словам психиатра, первым этапом является острая шоковая реакция.«Когда военные впервые попадают в трудную ситуацию на поле боя, появляется реакция, которую мы называем реакцией рептильного мозга — „бой, беги, замри“. В таком состоянии военный может поймать панику, быть дезориентированным, или наоборот впасть в ступор.
Кого-то могут стабилизировать собратья там же, например, призывом — „держись меня, я покажу что делать“», — описал он ее.По словам Федорца, бывают люди, которые боятся снова потерять контроль и попасть в такое состояние, которое может проявляться как паническая атака.«В таких случаях уже после боя помогает то, что мы называем дебрифингом. Возможность обсудить события боя с побратимами, дать себе и окружающим разрешение проговорить различные чувства, в том числе страх.
Проговаривание дает возможность осмыслить пережитое и снять напряжение, как-то интегрировать произошедшее как опыт, пусть и впоследствии», — отметил психиатр.Второй стадией приобретения военной травмы он назвал острую реакцию на стресс.«Мы о ней узнаем, когда смотрим в глаза военного, а они расфокусированы. То, что американцы назвали „взгляд за 2000 ярдов“.
Читать на nv.ua