«Мракобесие как политика». Демограф Алексей Ракша — о причинах рекордной убыли населения России
Алексей Ракша объясняет, почему эти цифры — закономерный итог государственной политики последних лет. — Какие показатели естественной убыли населения можно считать нормальными? Или это ненормально в принципе? — В начале третьего десятилетия ХХI века убыль населения стала нормой. Во многих странах уже десятки лет назад рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства.
Чисто арифметически, если сто женщин рожают меньше, чем 207–210 детей, население рано или поздно начнёт сокращаться, если нет положительного сальдо миграции. Поскольку во многих странах падение ниже указанного уровня давно произошло, сокращение населения было неизбежно. Сейчас в подавляющем числе европейских стран уже идет естественная убыль.
Из всей Европы (кроме стран-карликов) ее нет в Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Ирландии, Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии. Еще в Англии и Косово. В Азии естественная убыль населения наблюдается с 2005–2007 годов в Японии, с 2020 года в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, с 2021 года — в Таиланде и вот-вот начнется в Китае.
Естественная убыль населения есть на Кубе и в Уругвае. Весь мир постепенно идёт к этому. Возвращаясь к ситуации в нашей стране, могу сказать, что если бы не коронавирус, то, по моим оценкам, естественная убыль за прошлый год должна была бы составить примерно 400 тысяч, но никак не 1 миллион и 40 тысяч.
— А за счет чего нет естественной убыли в странах, которые вы перечислили? — Там немного выше рождаемость и постоянный миграционный приток. Государство поддерживает граждан, развит социальный сектор, меньше неравенство. Там и с ковидом прекрасно справились, потому что люди послушно надели маски и сидели дома, соблюдая карантин, а потом подавляющее большинство привилось,
. Читать на republic.ru