Политолог: никакого массового запроса на войну до ее начала в России не было
Delfi."Прошедшие месяцы во многом действительно были заполнены вопрошанием самих себя: что же мы упустили? Что мы преувеличивали? Что мы преуменьшали? Были ли мы обмануты собственными ожиданиями? Занимались ли мы какими-то проекциями своих представлений о мире на российскую политическую систему или же причина в чем-то другом? Эти размышления неизбежны, но иногда, как мне кажется, мы своим мысленным взором упираемся в некую точку, которая является достаточно случайной.Очень легко представить себе, что вторжения бы не произошло, как не произошло его в 2021 году, когда тоже были и учения, и войска возле границы, и агрессивная публичная риторика. И тогда мы бы говорили, что иначе и быть не могло, что наши заключения были основаны на объективных данных, что все эти годы мы правильно наблюдали за социально-политическими процессами.
Мы бы говорили об этом ровно с той же уверенностью, что говорим сейчас при других обстоятельствах", — отмечает российский политилог."Нам, политологам, известно лучше, чем кому-либо другому, что принятие политических решений часто обусловлено большим набором случайностей. Поэтому говорить, цитируя Пушкина, что "вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой", что все развитие России на протяжении последних 30 лет (или даже 300) вело именно к этому сценарию, что он, мол, был неизбежен, было бы несправедливо.
Но то, что случилось — случилось. Событие это настолько масштабно, что даже если считать его не закономерным, а случайным, то все последующее будет действительно определено этим решением.
Читать на rus.delfi.lv