Алексей Макаркин: "Популярность эзотерики связана с кризисом духовных скреп"
"Новые Известия" поговорили с историком Алексеем Макаркиным о предыдущих пиках увлечения россиян мистицизмом, оккультизмом и эзотерическими учениями. Историк полагает, что интерес к альтернативным верованиям всегда сопровождает кризисы в обществе, неважно, в России, Германии или Америке. - Почему россияне опять окунулись в эзотерику? - Здесь есть достаточно интересный момент: рост потребления эзотерической литературы совпадает со снижением количества посещений церкви.
Люди читают книжки и не ходят в церковь. Триггером выступила пандемия. В период неопределенности, когда вначале вакцины не было, было очень много слухов, интерпретаций, одни специалисты говорили одно, другие – другое, люди были растеряны, и снизилась вера в науку.
Если какой-то специалист говорил, что пандемия у нас закончится к концу 2020 года, и если пандемия не может закончиться к концу зимы 2022 года, люди доверяют учёным меньше. Аргументы, что учёные не все знают, что они могут ошибаться, работают далеко не для всех. Или говорится, что вакцина действует в течение двух лет, потом – в течение года, потом - в течение шести месяцев.
Сложно предъявить претензии к исследователям, потому что они не совсем понимают, что происходит. Появляются новые штаммы, ситуация меняется… Но люди как смотрят – обещали одно, а получили другое, наука у нас не справляется. Раз наука не справляется, людей тянет к каким-то альтернативам.
Здесь мы видим, что желательна альтернатива в удаленном режиме. Люди не ходят в храм, потому что там опасно, там можно заразиться. Людям хочется альтернативы, но в облегченном режиме.
Если ты идешь на православную службу, ты должен прийти в храм. Потом ты должен отстоять хотя бы часть службы, которую ты в основном мало понимаешь. Для религиозной
. Читать на newizv.ru