«Выглядит как конфликт между элитами». Эксперт Карнеги о причинах и последствиях протестов в Казахстане
Кем были участники массовых протестов, переросших в беспорядки и вооруженные столкновения? Можно ли как-то классифицировать манифестантов, выделить основные категории протестно настроенных граждан? В начале это действительно был народный протест, который не стал сюрпризом. Начался он на западе [Казахстана]. Нефтяники, простые жители Мангистауского района оказались недовольны повышением цен на сжиженный газ: с нового года изменилась система закупок, и цены выросли в два раза.
То, что протест расширился на практически всю страну, тоже неудивительно — такое происходило и раньше. В 2019 году, во время антикитайских протестов, они тоже быстро распространились на весь Казахстан. В целом такие манифестации происходят в Казахстане регулярно.
Посмотрите статистику: с 2018 года их зарегистрировано больше полутора тысяч. Удивительно то, что выступления очень быстро радикализировались — это не нормально для казахстанского [протеста]. Такого мы раньше никогда не наблюдали.
Когда все началось в Алма-Ате, можно было говорить о разделении протестующих на несколько групп. Первая — мирные жители; вторая — грубо говоря, спортсмены, провокаторы, применявшие радикальные методы для того, чтобы добиваться своих целей. В начале мирные протестующие всячески пытались их успокоить – об этом много доказательной информации в СМИ.
Факт остается фактом: были мирные [демонстранты], а были немирные, с оружием, которое как-то централизованно им приносили. Я бы выделил вот эти две группы. Большинство в этой массе составляли всё-таки нерадикальные [активисты].
Но очевидно, что это не те мирные протесты, которые мы видели, например, в Беларуси. [В Казахстане] были довольно агрессивные выступления, с неким участием влиятельных групп. Тут мы приходим в
. Читать на rtvi.com