Ольга Христофорова: "Увлечение оккультизмом идет в народ от элиты"
- Чем вызван рост популярности эзотерики? - Мы сейчас наблюдаем очередной рост интереса к эзотерике, к оккультным наукам. Это не вчера началось, но идёт волнами. В 1990-е годы был подъём, в 2000-е этого интереса было меньше.
Сейчас появилась большая волна, которая связана с несколькими причинами. Во-первых, мода. В 1990-е годы было увлечение хиромантией, астрологией - натальные карты, всё такое.
Потом это ушло. Сейчас модно гадание на картах , особенно в молодёжной среде это очень популярно, подростки сплошь увлечены. Гадание на картах Таро было и в 1990-е-2000-е, но не пользовалось такой большой популярностью.
Волна моды обычно захватывает то, что уже было на слуху, потом уводит это явление из поля зрения. Например, в 1990-е были популярны книги Карлоса Кастанеды, в 2000-е – 2010-е это имя молодёжь уже не знала, но сейчас оно снова на слуху. Отчасти потому, что его вспоминают в интернет-сообществах, посвящённых эзотерике.
Под влиянием моды увлечение теми или иными теориями и практиками становится очень распространенным, но быстро сходит на нет. - Каким образом увлечение становится массовым? - Есть культурный механизм, объясняющий массовое увлечение оккультизмом. В фольклористике существует теория сниженных ценностей, сниженной культуры.
Ценности, которые присущи высокой культуре, элите, аристократии спускаются в какой-то момент в народ. Это касается имён, одежды, привычек, этикета, языковых выражений, всего, чего угодно. В том числе, это касается практик.
Например, у русских крестьян спиритизм как столоверчение был популярен в начале 20 века. Он туда проник из дворянской среды. В средневековой Европе алхимия была элитарным занятием, но 17 – 18 веках были публикации специально для простого народа, чтобы простой народ мог
. Читать на newizv.ru