Чёрная оспа в Москве: как КГБ за 19 дней справился со страшной эпидемией - Русская семерка
Неосмотрительность одного москвича, побывавшего в заграничной командировке, в конце 1959 года заставила активизироваться КГБ, МВД, Минобороны СССР, структуры Минздрава и массу других организаций. Слаженные совместные действия позволили предотвратить распространение эпидемии оспы.В романе «Свадьбы не будет» писатели Анна и Сергей Литвиновы рассказывают о подробностях этой истории: советский художник-плакатист Алексей Кокорекин в конце 1959 года две недели находился в командировке в Индии.
Там был свидетелем ритуальной церемонии сожжения брамина, который, как позже установили, умер от черной оспы. Существуют разные, взаимоисключающие, версии, по поводу того, прививался ли от оспы сам Кокорекин перед поездкой.После приезда из Индии художник почувствовал недомогание, ему поставили диагноз «грипп».
Поначалу Кокорекин лечился дома, но вскоре его пришлось госпитализировать в Боткинскую больницу, поскольку состояние плакатиста резко ухудшилось. И в стационаре Кокорекина продолжали лечить от гриппа, на третий день, 29 декабря, он скончался.По словам профессора Виктора Зуева, в 1959 году младшего научного сотрудника НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова, только через 2 недели, уже в середине января 1960 года академик Михаил Морозов, советский ученый-вирусолог, обнаружил у одного из пациентов, заразившихся от Кокорекина, частицы вируса оспы.Как вспоминал профессор Виктор Зуев, после подтверждения заражения черной оспой были незамедлительно предприняты беспрецедентные меры безопасности: для выявления и изоляции контактировавших с Кокорекиным задействовали не только силы и средства медиков, но и КГБ, и МВД, а также армейские подразделения.
Читать на russian7.ru