Политика помешала миссии на Марс
Одним из главных космических событий текущего года должен был стать запуск совместной европейско-российской миссии «ЭкзоМарс-2022». Российские ракета «Протон» и посадочная платформа «Казачок» должны были помочь европейскому марсоходу «Розалинд Франклин» оказаться на поверхности Красной планеты и начать искать там признаки жизни. Однако этим амбициозным планам не суждено было сбыться.
Что же пошло не так, и есть ли шанс всё исправить? Долгая дорога к сотрудничеству Свои марсианские изыскания европейцы начали ещё в самом начале нулевых. В 2001-м была разработана долгосрочная программа Европейского космического агентства (ESA) по изучению Солнечной системы, в частности, Луны и Марса. Программа была составлена очень амбициозно: её финалом должен был стать пилотируемый полёт на Марс после 2030 года.Первой же и наиболее простой в реализации частью программы значилась отправка большого марсохода (собственно, проект «ЭкзоМарс»).
Правда, даже тут сразу начались проблемы – Италия, игравшая в проекте ведущую роль, сократила финансирование. Размеры марсохода пришлось уменьшить и отказаться от части научного оборудования – такого, как аппарат «Гумбольдт», который должен был «прослушивать» марсианский грунт и искать воду. Программу «ЭкзоМарс» изрядно бросало из стороны в сторону – то речь шла о сотрудничестве с американцами, то об использовании российской ракеты.
Регулярно принимались противоречащие друг другу решения. С 2009 года ESA умудрялось сидеть на двух стульях, планируя запускаться то ли на российском «Протоне», то ли на американском «Атласе». И лишь когда NASA официально вышло из программы «ЭкзоМарс», сославшись на недостаток финансирования, сотрудничество с Роскосмосом стало безальтернативным.
Читать на obzor.lt