Пандемия Covid-19 и война России убили глобализацию. Что дальше?
Дэни Родрик Профессор международной политической экономии в Школе управления им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете.
Автор книги"Откровенный разговор о торговле: идеи для разумной мировой экономики". Великим державам, особенно США, необходимо признать многополярность мира и отказаться от стремлений к глобальному господству Начавшаяся в 1990-е эпоха гиперглобализации сегодня общепризнанно считается завершенной. Пандемия Covid-19 и война России против Украины отодвинули мировые рынки на вторые роли, в лучшем случае вспомогательные.
Они уступают по важности национальным задачам, особенно в сфере здравоохранения и национальной безопасности. Впрочем, все эти разговоры о деглобализации не должны ослеплять нас: не исключено, что нынешний кризис создаст улучшенную форму глобализации.На самом деле отступление гиперглобализации началось после мирового финансового кризиса 2007−2008 годов. С 2007 года доля торговли в мировом ВВП снижается, поскольку соотношение экспорта к ВВП в Китае резко упало — на целых 16 процентных пунктов.
Перестали разрастаться глобальные производственные цепочки. Объемы международных потоков капитала так и не вернулись к рекордным высотам, достигнутым до 2007 года. В развитых странах откровенно враждебные глобализации политики-популисты значительно увеличили свое влияние.Гипреглобализация развалилась под грузом своих многочисленных противоречий.Во-первых, существовало противоречие между пользой специализации и пользой диверсификации.
Читать на nv.ua